Похищение и потеря души

Традиционно буряты к состоянию своей души относились очень трепетно. Считалось, что если плохо поступать, быть нечестным, ленивым и т.п., душа может обидеться и оставить человека. А человек без души {кункэ угы), действует механически, лишается способности адекватного восприятия мира, перестает ощущать чувство радости, красоту, любовь, становится мертвым на эмоционально-чувственном уровне. В таком состоянии человек теряет жизненный потенциал, становится подверженным влияниям негативной энергии в виде болезни, убытков, депрессии, все делает во вред себе и другим, травмы и неприятности преследуют его со всех сторон. Он как пустой сосуд и если душу не вернуть обратно, то через определенное время человек умирает, или его тело занимает какая-либо бродячая душа умершего человека. Окружающие достаточно четко оценивают эти изменения, происходящие с человеком без души. У него резко меняется характер, привычки, исчезает интерес к жизни и т.д. Буряты говорят: «ондоо болоо» (стал другим).

Если бурятские шаманы причину болезней видят в потере души, то они призывают душу вернуться в тело пациента. случаях, когда душа, покинув тело, остается в нашем мире, то шаману нетрудно найти ее и вернуть в тело, но если она уже находится в Нижнем мире, то для ее возвращения шаману приходится совершать тяжелый и опасный обряд обмен душами, вызывая ее из преисподней. Когда потерянная душа найдена она возвращается в тело больного, шаман проверяет пошел ли поток энергии. Больной же это чувствует как прилив энергии, освобождение глаз от пелены, а присутствующие сразу замечают изменение его внешности как появление блеска в глазах, крепость в интонациях голоса и другие признаки здорового человека.

Если душу украл какой-нибудь злой дух, шаману приходится вступать с ним в борьбу или производить обмен. Например, он делает фигурку из теста, называемой по бурятски «золиг». К тесту примешивались волосы, ногти, слюна и пот пациента. «Золиг» меняли на душу во время обряда обмена. Отделение же души от тела шаман видит как прозрачное облако или туман.

Похищение или потеря души одна из самых спорных концепций с точки зрения современного образованного человека. Если же говорить о христианах, то они увидят в этом нечто дьявольское. Как это кто-то, а тем более что-то может похитить душу?

Образованному человеку вообще претят разговоры о нетленной душе. Его вообще редко беспокоят подобного рода вопросы. Христианский же образ мира рассматривает душу как своеобразное поле битвы между божественным замыслом и кознями дьявола. Похищение души или ее потеря – это нечто вообще трудновообразимое и, по всей видимости, самое ужасное, что может произойти с человеком. Сходное представление о душе присуще и мусульманам. В буддизме отношение к шаманизму скорее настороженное. Они видят в нем путь отягощения кармы, похищение души воспринимается ими скорее как данность, как одна из многочисленных иллюзий в которой плутает непросветленный ум.

Что может говорить о внутреннем изменении? Апатия и опустошенность человека, сопровождаемые неудачи в делах, необычность поведения, пустой взгляд и расширенные зрачки глаз. То есть, человек ведет себя не как всегда. Что сигнализирует об этом? Это отсутствие или беспокойный сон, сонливость, невнимательность, рассеянность, внутреннее необоснованное беспокойство и пр. можно перечислять до бесконечности.

Проблема видится в несрабатывании привычных механизмов управления этим человеком со стороны его окружения и его внутренних механизмов самоуправления.

Если задаться вопросом давно ли он ведет себя странно, то можем получить информацию об источнике этого переживания: смерть родственника или друга, яркие переживания в момент расставания с любимыми, внезапный испуг и гнев, любое сильное переживание или осквернение святых мест и т. д.

После беседы и осмотра шаман устанавливает, что у человека нет души, это внутреннее изменение способно стать причиной его болезни, бед и гибели. Обычная жизнь человека, работа, семья, дети, друзья, дом и т.д., но в некий момент происходит это внутренне изменение и близкие видят это. Он ведет себя не так, как обычно. Близкие беспокоятся за него, посещение врачей и полное медицинское обследование говорят о наличии у него полного здоровья и в этот момент становится не понятна — причина этих изменений. В таком состоянии человеку очень тяжело обходиться без антидеприсантов, алкоголя и наркотиков.

Возвращение души происходит через небольшой обряд проводимый шаманами, иногда устанавливается, что душу забрал Эрликхан — Хозяин и Божество нижнего мира, а для ее возврата требуется уже более сложный обряд — «обмен душами».

Почти каждый шаман, потерю души, испытывал на себе, это часто бывает у молодых, только получивших посвящение шаманов, очевидно, это происходит для более тонкого познания шаманами ощущения потери души.