Пантеон Богов

Непосредственным предшественником шаманизма можно считать бурханизм – культ поклонения божествам. Согласно бурятской мифологии, изначально существовала прародительница всех богов Ээхэ-Бурхан. Благодаря ей на земле появились первые люди. Она же родила двух дочерей: добрую Манзан Гурмэ от Солнца и злую Маяс Хара («Чёрная Луна») от Месяца. Дочери Ээхэ-Бурхан считаются родоначальницами десяти тумэнов.

В просторечии словом «тумэн» обозначается большое количество чего-либо. В разговорном бурятском языке слово «бурхан» используется для обозначения места поклонения какому-либо божеству разделяемых, в свою очередь, на злых и добрых. Буряты полагают, что земля (Улген Эхэ) может изменяться только благодаря деятельности добрых бурханов.
Вскоре земля отделилась от неба, в результате чего возник огонь, и образовался зазор, из которого появился человеческий мир в виде маленького холма. Этот холм стал расти, и превратился в квадратную землю, углы которой точно указывают на стороны света.

Центром вселенной является Полярная звезда Алтан Гадас («Золотой кол») или Алтан Сэргэ («Золотая коновязь»). Так появились три части мироздания: верхний мир, населённый хорошими божествами, средний, в котором обитают люди, и нижний, где нашли пристанище тёмные силы бабушки Маяс Хара. Схожие представления о мироздании можно найти и у эвенков, в представлении которых, три мира соединяет река Энгдекит, в притоках которой живут многочисленные духи.

По мере развития шаманизма весь пантеон божеств приобрёл чёткую иерархию.

С древних времен у монгольских и бурятских народностей они были главными божествами Эсэгэ Малаан тэнгэри (Мудрый отец небожитель). Для наших предков богиня Земли Ульгэн являлась матерью. Они поклонялись величественным горам, к ним почтительно обращались «Хан» «Хан тэнгэри», «Хан Алтай». Все горы, леса, степи и реки имеют своих хозяев — эзенов.

Все они обладают определенными функциями. Особую категорию составляют низшая демонология всевозможные жители ада, шудхэр, муу шуубун, олицетворяющие души больных, бедных, обиженных судьбой людей, постоянно мешающие живым, творящие какие-либо беды.

В верхнем мире Хухэ мунхэ тенгэри (вечно синее небо) вместе с семьями, детьми и внуками обитают старший из всех 99 тенгэринов (небожителей). Хан Хурмаста – глава 55 добрых западных тенгэринов, в монгольском мироздании — божество в мужском обличии, обитающее на небе и осуществляющее управление людьми и народами. Хан-Хурмаста тэнгри известен всей Центральной Азии и Южной Сибири, является одним из деятельных и могущественных богов, давший монголоязычным и другим народам Гэсэра — знаменитого эпического героя, почитающегося и как божество. Монгольские и бурятские ламы включили Хурмасту в буддийский пантеон как владыку горы Сумер. Все они имеют человеческий облик.

Выделяют 55 добрых (западных) и 44 злых (восточных) тэнгри. В числе последних одним из наиболее почитаемых считается Асарани Арбан гурбан-тэнгри – глава всех чёрных шаманов.

Тенгри запада и востока противостоят друг другу. При этом добрые силы нередко прибегают к магическому оружию – молнии или небесному камню Задашулуун(метеориту), который обрушивают на головы восточных божеств и их помощников, приносящих болезни и несчастья. Поэтому Задашулуун считают носителем волшебного дара утхэ «шаманский корень» — божественный дар, ниспосланный от тенгри или онгонов, позволяющий человеку стать шаманом и приобрести необычные способности (ясновидение, врачевание, магия и т.п.), связанного с посвящением человека в шаманы. Зачастую тенгри осуществляют правосудие, а также покровительствуют природным стихиям.

Бурятская система знаний, говорит, что в срединном (земном) мире (Тээли замби) расположено 90 высоких гор – 50 западных во главе с Хаан Шаргай нойоном (в буквальном переводе «нойон» означает «господин») сыновья Тенгэри, спустившиеся с неба, чтобы управлять определённой местностью. Часто выступают посредниками между людьми и Тэнгэри.

40 восточных, подвластных Дохшон нойону, а также 33 долины, вместе составляющие Ара монгол дайда. Здесь же обитают прародитель всех эвенкийских родов Тарилан Эреэн Буха и земной покровитель чёрных шаманов Боро Шарга. Более низкое положение среди божеств этого мира занимают владельцы отдельных гор – Хаан-хаты-заарины. Наименее могущественными считаются местные божества – эжены «хозяева», внуки Тенгэри, являющиеся хозяевами отдельных местностей: ущелий, скал, сопок, рек, а также погоды, которых называют Духами природы.

Делятся на добрых (Прибайкалье) побережье Байкала и злых (Забайкалье) Читинская область. В разговорном бурятском языке синоним заяны это духи среднего (земного) мира, являющиеся воплощением душ умерших шаманов. Эжены и онгоны, выступают посредниками между людьми и божествами верхнего мира. Они являются одними из главных кого призывают и кому поклоняются шаманы во время камлания.

До сих пор в бурятских сёлах можно увидеть резные деревянные фигурки онгонов, которые хранят в тайных, особо почитаемых местах.

Ярко выраженная иерархия земных божеств тесно связана с представлениями о Земле как многоярусной горе. В частности, при совершении различных обрядов почитания эженов возводится пирамида из камней, символизирующая высокую гору.

Последний, нижний мир (Доодо замби) населяют различные духи бохолдои -души людей, умерших насильственной смертью, иногда так называют утопленников, му-шубуун души девушек, так и не изведавших любви изображаются в виде женщин с длинными красными клювами, напоминающими сильно вытянутые губы, под предводительством Эрлик – Хана – хозяина подземного мира творящего суд в мире мёртвых и питающегося кровавой пищей.

Наверху стоят небесные боги — Тенгрии, заведующие небесными явлениями: грозой, дождями и пр., ниже — “цари “(ханы), по большей части души героев, знаменитых шаманов; еще ниже — заяны и эжины: духи, управляющие отдельными местностями или отдельными событиями в жизни человека (болезни, те или иные занятия); это тоже духи умерших шаманов и др. Наконец, на низу находятся мелкие духи, злые, но слабосильные, — анаха и ада. Помимо этого иерархического расчленения мира духов в нем существует разделение на “западную “и “восточную “половины: в первую входят светлые, благожелательные божества и духи, во вторую — темные, злые “.

Буряты всех этнических групп одинаково почитали Вечное Синее НебоХухэ Мунхэ тэнгри, которое представляется, с одной стороны, в чисто материальном, с другой — в духовном, виде. Как мужское начало, дарующее жизнь, оно олицетворяет разум, целесообразность и высшую справедливость; в качестве творца, высшего добродетеля и судьи упоминалось почти во всех шаманских призваниях, при даче клятв и разборе тяжб. Хухэ Мунхэ тэнгри считается высшим божеством у древних монголов и некоторых тюркских народов, поэтому ему поклоняются в Бурятии, в Центральной Азии и Южной Сибири.

Всеми бурятами (включая баргу-бурятов Внутренней Монголии) почитаются Тенгри — небожители, которые, произошли от Вечного Синего Неба, вечны и суть орудия его воли и силы, употребляемые для всевозможных целей. В представлениях о наличии 99 тенгриев, их делении на два враждующих между собой лагеря — на 55 западных, добрых, и 44 восточных, злых тенгриев, об общем их призвании и назначении у разных групп бурят нет расхождения. Представления о роли и функциях тэнгриев в разных местах и в разное время видоизменялись, но все же каждый тэнгрии или группа тэнгриев являются олицетворением вполне определенных явлений действительного мира.

Не все тенгрии считаются одинаково влиятельными. Одни из них занимают более, другие менее значительное место. Из них особенно выделяется Эсэгэ Малан, имеющий жену Эхэ Юурэн нибии. Судя по шаманистским материалам XIX — начала XX вв., Эсэгэ Малан предстает главой всех тенгриев, но он — скорее патриархальный глава, чем хан или царь. Его нельзя сравнить с Зевсом. В ответственные минуты он бессилен и нерешителен, советуется с другими тенгриями, обращается за помощью и советами к своей матери Манзан Гурмэн тоодэй.

Буряты галзутского (нохоевского), хуацайского, шарайтского и других родов племени xopи живущие в долинах рек Лены, Куды, Унги, Баргузина и по побережьям оз. Байкал, как показывают полевые исследования, знакомы с этим верховным божеством. Можно думать, что, живя среди булагатов и эхиритов, они могли перенять у последних представления об Эсэгэ Малане. Но нет основания сомневаться в том, что хоринцы, когда-то обитавшие на западной стороне Байкала, не могли не знать этого популярного тенгрия, тем более, что существовали мифы, согласно которым небесная жена Хоредоя была якобы одной из дочерей Эсэгэ Maлана. Возможно, под влиянием ламаизма образ Эсэгэ Малана в Забайкалье исчез из народной памяти.

Перечислять имена всех тенгриев в данном случае нет необходимости. Из наиболее известных можно назвать Ата Улаан, Хиhаан Улаан (Кисаган), Заягачи, Гужира, Дайчина, Зада Сагаана, Боомо, Хухэрдэй Мэргэна и других.

Баян Хангай, эжин тайги, был весьма популярен во всех частях Бурятии. Богатый, знатный, имеющий небесное происхождение, любитель искусства, он всегда считался добрым божеством. Его особенно почитали охотники. Возможно, в старину, когда охота имела большое значение в хозяйстве, Баян Хангай играл в представлениях шаманистов более важную, если не самую главную, роль.

Небесные тела — Солнце, Луна, звезды Солбон — Венера, Долоон убгэд — Большая Медведица, Гурбан марал — созвездие Ориона и другие – были одинаково почитаемы всеми бурятами. Различия существовали лишь в некоторых теологических воззрениях и в деталях обрядов, связанных с их почитанием.